Предисловие

В этом альбоме собраны портреты сфотографированные на фотобумагу, поэтому альбом назван «Бумажный портрет». Мое последнее увлечение - фотосъемка портретов, оказалось для меня занятием технически во многом непростым и я хочу сказать, я, во время съемки и последующей обработки фотографий, совершил массу ошибок и претерпел множество непредвиденных трудностей и осложнений. Вот, вкратце, эти ошибки и осложнения в процессе съемки и обработки фотографий: неверно установлено значение чувствительности при использовании флешметра, неверно задана длительность экспозиции, неправильный режим измерения. Неверная поправка параметров экспозиции в связи с незначительной дистанцией фокусировки. Установка неверного значения диафрагмы, поломка диафрагмы, дыры в мехах, щели в шиберах кассет, поломка и выпадение шибера, неточная фокусировка, смещение передней и задней плоскости после фиксации, отсутствие достаточной жесткости в камере, поломка гнезда под штативную площадку, срывы резьбы фокусировочного механизма, недостаточно жесткий штатив, плохо закрепленная во время съемки штативная голова (во всех трех плоскостях). Ошибки при зарядке кассет: фотобумага заряжена обратной стороной. Путаница во время съемки: экспонированные кадры убраны в пачку с неэкспонированными или уже экспонированные заряжены как неэкспонированные. Путаница при очередности кадров во время съемки - повторная экспозиция кадра и отсутствие экспозиции. Самопроизвольное частичное открытие шибера заряженной кассеты. Несвоевременное открытие шибера кассеты. Ошибки при работе с проявителем. Засветка верхним светом во время проявки. Засветка чрезмерно ярким безопасным светом. Поломка фонаря безопасного света во время проявки. В целом, сумма случайностей придавала результатам фотосъемки определенную стабильность, а также делала явным упорство фотографа, заслуживающее, возможно, применения лучшего. Что в итоге? Несколько фотографий, на которых явственно различимы лица, несколько десятков портретов на которых лица портретируемых в достаточной степени походят на лица портретируемых и несколько десятков портретов которые скорее походят на испорченную фотобумагу. Не уверен, что последнюю из этих групп можно называть портретами в полном смысле слова. Но так или иначе, рассматривая, как говорят фотографы, отснятый материал, я обратил внимание на закономерность – в зависимости от суммарной величины сопровождающих процесс получения изображения ошибок, фотографии теряют свои собственно портретные качества и приобретают качества бумаги. Я вполне мог это предвидеть, я предвидел, но отбросил эту идею как слишком очевидную и забыл о ней, а теперь все же воспользовался, так как ничего лучше не придумал. В общем, так я и расположил фотографии в альбоме, согласно этому вектору, от портрета к бумаге, если так можно выразиться, что в свою очередь нашло отражение в названии.